Авторизация
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Навигация
Сейчас на сайте
» Гостей: 1

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 2
» Новый пользователь: Charlesprelt
Информационная поддержка

Последние статьи
RSS-каналы сайта



Статистика
Иерархия статей
Дхарма-йога - йога судьбы

Слово «дхарма» имеет свое происхождение от санскритского термина в буквальном переводе означающего «то, что удерживает». Дхарма подразумевает в себе наличие внутренней религии человека - того, во что верит он сам. С человеком происходит то, во что он верит. И в зависимости от того, на кого направлена его вера, ту жизнь он и проживает. Если его вера направлена на самого себя - он живет свою жизнь, и в этом случае говорят, что человек следует своей дхарме. Понятие дхарма формирует индивиду­альную истину человека - те принципы, моральные нормы, в которые верит сам человек.

Фактически, когда мы что-то говорим утвердительно, мы форми­руем собственную дхарму, судьбу. Вера - это направленность энергии, и когда мы во что-то верим, мы направляем свою энергию в то, во что мы верим. Если энер­гии нашей веры достаточно, то желаемое нами происходит, если нет - происходит гораздо более позднее, когда накапливает­ся необходимое количество энергии.

Символом дхармы является дхарма-чакра. Интересным фактом является то, что дхармачакра считается государственным символом Индии, и её изо­бражение присутствует как на государственном флаге Индии, так и на её гербе.

Восемь спиц, изображаемых на дхармачакре, символизируют восемь принципов дхарма-йоги [благородно­го восьмеричного пути):

 Мудрость (прайна):

1.   Правильное  воззрение  (понимание)

2.   Правильное намерение
  Нравственность (сила):

3. Правильная речь

4. Правильное поведение

5.   Правильный образ жизни
  Духовная дисциплина (самадхи)

6.   Правильное усилие
7. Правильное памятование

8. Правильное сосредоточение

Освоение этих ступеней идет не последовательно, а спирально. Пред­полагается, что работая над отдельно взятым принципом, адепт постепен­но проходит все восемь ступеней. Правильное понимание какого-либо дхармического принципа или закона формирует правильное намерение или стремление. Это находит свое отражение в речи, поведении, а затем и становится частью образа жизни человека. Образ жизни формирует гармо­ничные моральные принципы (дхарму), которые находят отражение в пра­вильном усилии (нужное направлении энергии), формировании соответст­вующих программ в телах души.

Мудрость

Правильное воззрение (понимание) предполагает устранение невежества в конкретном принципе дхармы. Как только у человека сформировалось правильное видение чего-либо, его это перестает беспокоить. Отсюда возникает необходимость давать всему объяснения. По сути в космосе нет такого понятия как правильное или неправильное, есть только то, что нужно человеку сейчас. Сознание человека находится в постоянном развитии и преломлении. И если объяснение удовлетворяет его на данном этапе, оно является для него правильным и форми­рует его индивидуальную истину - его собственные моральные прин­ципы, которым впоследствии он будет следовать сам, его внутреннюю природу.

Правильное намерение (стремление)

Поняв что-то для самого себя, найдя себе объяснения, человек начинает постепенно вплетать в свою жизнь это новое видение. Вначале у него изменяются его желания. Мало достигнуть понимания, необходимо еще научить себя желать. Мало понять, что у тебя есть какая-то возмож­ность что-то сделать, для того, чтобы эта возможность реализовалась, необходимо, как минимум, сформировать желание. А для этого в ряде случаев человеку приходится сталкиваться с необходимостью преодо­левать сомнения и страхи.

Например, в буддизме, взявшем за свою основу принципы дхарма-йоги, для освоения какого-либо принципа на этой ступени рекомендуется заменить стремление к чувственным наслаждениям на духовный смысл, намерение злобы (например, отомстить кому-то за что-то) заме­нить на доброжелательность (например, вместо того, чтобы ответить злом на зло, просто простить другого, прекратив тем самым череду кар­мических взаимосвязей), намерение вреда и жестокости к окружающим заменить на сострадание (милосердие и понимание). Работая над этим принципом, тем самым мы учимся разотождествлять поведение окру­жающих, их поступки от своего собственного поведения, от своих собст­венных поступков, что дает нам возможность избежать образования не­нужных энергетических связей. Не важно, как поступил или не поступил другой - это лежит целиком на его ответственности и формирует его собственную судьбу. Важно - как поступил ты, ибо твой поступок - это твоя жизнь и твоя судьба.

Осваивая эту ступень, человек постепенно приучается тратить свою жизненную энергию на формирование своих событий и принци­пов, а не на удержание другого от каких-либо нежелательных действий. Эта ступень нарабатывает гибкость в разрешении тех или иных ситуа­ций, что позволяет ему избежать ненужных переживаний.

Эти две категории формируют мудрость. Мудрость дает возможность человеку сохранить свою жизненную энергию, научиться грамот­но ею распоряжаться.

Нравственность

Следующая категория дхарма-йоги - нравственность, которая состоит из правильной речи, правильного поведения и правильного образа жизни. По своей сути нравственность представляет собой особый свод самоограничений, определяемых в других разновидностях йоги как принципы ямы и ниямы, и формирует внутреннюю и внешнюю сдержанность человека.

Правильная речь - есть проявление тех энергий, которые есть в человеке. Слово - есть энергия. И умение управлять своей речью - есть умение управлять своей жизненной энергией. Среди принципов соблюдения правильной речи выделяются следующие: воздержание от лжи, воздержание от провокационных слов или речей, воздержание от грубо­сти, воздержание от пустословия. Соблюдение этих принципов дает че­ловеку возможность не порождать своими словами негативных энерге­тических связей (например, обид, желания отомстить). Но, как и любые другие принципы, эти принципы имеют несколько уровней соблюде­ния: например, для тех, кто занимается йогой, и для тех, кто йогой жи­вет. Для занимающихся йогой, возможно, было бы вполне достаточно не говорить неправды. Для тех, для кого йога - это часть жизни, этот принцип уже имел бы несколько иной смысл - от адепта уже требуется не просто произнесение слова, а умение придать ему соответствующую энергетическую наполненность.

В категорию правильного поведения включаются такие принципы как ненасилие, неворовство, непричинение вреда и т.д.

Правильный образ жизни формирует невосприимчивость к различным негативным проявлениям - зависти, западениям, страстям, раз­рушительно действующим на человека. Эта категория подразумевает в первую очередь умение обеспечить себя средствами к существованию.

Духовная дисциплина

 Духовная дисциплина в дхарме складывается из усилия, направления мысли и сосредоточения.

Правильное усилие

Человек постоянно пытается что-то изменить в своей жизни, в окружающем пространстве. Но можно бороться со старым, а можно созидать новое. Можно высказывать недовольство относительно сущест­вующего, а можно просто желать чего-то более гармоничного и совер­шать соответствующие действия в этом направлении. Правильное уси­лие предполагает действие человека, направленное на созидание и со­вершенствование существующего мира, а не на его разрушение. Созида­тельное усилие идет через принятие существующего, разрушительное - через отрицание существующего.

Правильное направление мысли

Правильное направление мысли заключается в восприятии вещей такими, какие они есть. Попробуйте понаблюдать за собой, когда Вы делаете, например, какую-либо асану. Какие только мысли у Вас не возни­кают - то они прыгают от представления, что Вам нужно делать по окончании задержки, то перескакивают на то, что сказал недавно Ваш сосед. Все это перескакивание Вашего ума в прошлое или будущее, что смешивает энергии и порождает иллюзии. Как минимум иллюзию того, что Вы делаете асану. В настоящем есть только одно - Вы делаете асану, а в асане положено работать с энергией. Попробуйте направить свои мысли именно на это и если Вам удастся приложить усилие, то Вы с удивлением можете обнаружить, что до этого момента Вашим направлением мысли (а следовательно, и потоком Вашей судьбы) управляли различные страхи, западения, обиды, гордыня, и только сейчас, когда Вам удалось отвлечься от всего этого и просто правильно выполнить асану, Вы действительно на эти минуты стали хозяином своей жизни. Ведь сейчас существовало только это и ничего более, и то, что Вы дела­ли именно в этот момент, порождало Вашу дальнейшую судьбу.  

Правильное сосредоточение

Правильное сосредоточение является результатом проработки конкретного аспекта на предыдущих ступенях. На этой ступени у адепта появляется видение сути вещей и явлений. Правильное сосредоточение предполагает устремление внимания не на форму, а на суть происходящего; умение видеть, стоит ли за внешним проявлением действительно реальное событие или это только иллюзия, не подпитываемая жизнен­ной энергией, не имеющая связи с землей. К слову говоря, встречаются люди, не имеющие подобной связи с землей, не подпитываемые жиз­ненной энергией. Вся их энергия растрачивается на поддержание фор­мы, обесточивая тот базовый потенциал, который был заложен в них при физиологическом рождении. Вероятно, подобные люди постепенно превращаются в некую иллюзию и исчезают из физического мира. Соб­ственно, продолжительность жизни человека, вероятно, зависит в том числе и от того, насколько долго он может быть реальным, реализую­щим все свои предыдущие ступени познания.

Правильное сосредоточение в дхарма-йоге предполагает постоянное делание, постоянное следование своему внутреннему моральному долгу, создаваемому самим человеком, следование своему внутреннему предназначению.

Принципы дхармы-йоги в религиях Индии

С появлением религиозности многие базовые принципы йоги бы­ли положены в основу религиозных канонов. Соблюдение их уже не требовало дополнительных занятий и энергетических упражнений (в йоге выполнение различных энергетических упражнений дает возможность наработки этих принципов не насильственным, естественным путем, когда они естественным образом становятся частью природы человека), но требовало неукоснительного морального соблюдения. Этот подход сам по себе был тупиковым в смысле достижения определенных ступе­ней нравственности, ибо устройство психики человека таково, что воз­действовать на подсознание, корректировать его посредством созна­ния невозможно. И сколько бы человек не заучивал прописные истины, они становились частью его мыслей, ментальной деятельности, частью его иллюзий, но не частью его природы, не частью его реальности.

Если говорить о принципах дхармы-йоги, то впоследствии они нашли свое отражение в таких религиозных течениях Индии как санатана-дхарма (индуизм), буддха-дхарма (буддизм), джайн-дхарма (джайнизм) и сикхизм.